С А Й Т         В А Л Е Р И Я     С У Р И К О В А 

                               "П О Д      М У З Ы К У     В И В А Л Ь Д И"

                                ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА

                                             Казус Гараджи и казуистика Немцева.

 
ГЛАВНАЯ   
ДНЕВНИК ПОЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ       
ДНЕВНИК ЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ     
ДНЕВНИК ФИЛ. КОММЕНТАРИЕВ                             
МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ
 


      Казус Гараджи  и казуистика   Немцева.

                         (  смирение  и  толерантность  )

              

          Материал, опубликованный недавно Н. Гараджой в РЖ и посвященный  проблематике толерантность-плюрализм,  и в самом  деле можно было бы поначалу рассматривать как  казус, то  есть как  действие до  известной  степени  случайное, непреднамеренное. Ну, погорячился человек ,не  разглядел возможности более элегантного развития собственных посылок   и сбился  в  конце концов  на  что-то  слишком уж (для  философического анализа)    трубно-публицистическое. А в  материале  тем  временем     действительно присутствует    весьма ценная мысль, отталкиваясь от  которой  вполне можно было бы приблизиться к  более интересному  результату.

           Я  имею в  виду  определение толерантности как  суррогата христианского  смирения. Похожая  форма  при  выхолощенной  сути—  таков  любой  суррогат, такова  и толерантность на  фоне христианского  смирения.

         Смирение всегда направлено   на   себя  — человек  смиряет себя   ради  других.  Толерантность же опирается  прежде  всего  на требование смиренного отношения к себе— со  стороны  других.  И  если из   множества индивидуальных  смирений   способна    сформироваться ,ну  скажем, коллективная  нравственность ( она есть  предел, к которому   сходится во  времени последовательность частных  смирений  ),то множество     индивидуальных  требований  к другим — это   расходящееся  множество. А как расходящееся,  он асоциально и генерирует  лишь одно—    вседозволенность.

            Можно  согласиться  с Н. Гараджой и  в  том  ,что в  суррогат   христианское  смирение превращает  отсутствие любви (толерантность—« то, чем становится смирение без любви»).   Любовь, собственно, и осуществляет  перевод  естественных претензий к  другим в третирующую естество  требовательность  к  себе, определяя все  многообразие  промежуточных  состояний между  истинным  смирением и  его  суррогатом. 

           Смирение, переходящее по  мере  уменьшения любви  в  толерантность, и толерантность, перерабатываемая любовью в смирение... Два состояния здесь не противопоставлены формально, как у Н. Гараджи, а  взаимодействуют. И для понимания их «взаимотношений»  нет  никакой  необходимости  мудрить  с  такими  понятиями, как  бытие  и пр.

          С  этих позиций  возможна куда и  более  осмысленная, оправданная  критика   либерализма.  .  Конечно же, за  20  век ( и особенно  за  его  вторую  половину) усиливший свой  позиции либерализм ( особенно в  предвосхищении конца  истории) заметно  сместил  равновесие смирение-толерантность  в  сторону  последней.  Но вряд ли это врожденное, родовое  свойство либерального  мировоззрения. Такие  смещения    происходили  постоянно и во все времена. Они  всегда были  характерны в  аристократической среде, да  и во всяком  элитарном  сообществе     существовала и  будет  существовать тенденция   потеснить  слишком  уж простоватое  смирение  знающей  себе цену  толерантностью…

      Смещения в  пользу  толерантности   всегда  имеют  место  и в  эпохи   благополучные, относительно  мирные.  И  наоборот,  при  войнах, крупных  потрясениях равновесие  смещается к  смирению, как бы компенсируя избыток жестокости и жесткости. 

          Очевидно  , что с  этих позиций  можно  порассуждать    и положении   России— без заломанных  рук, выпученных глаз  и  неистовых  стенаний (конец    статьи Н. Гараджи). Россия  если   чем  и  отличается от  либерального  Запада, так это  большим  смещением названного  равновесия  в  сторону  смирения. В  массе своего народа , в некотором  суммарном (просуммированным по  различным  ситуациям)его поведении, естественно. Причем   допущение ,что это  смещение  является  не результатом какого-то отставания, а  заложено в  самой основе  российской  цивилизации, отнюдь не  является большим  преувеличением.

       Это исконно российское  смещение.   И  именно оно  питает поразительную инерционность  нашей  страны. Качество ,которое при  каком-нибудь глобальном  катаклизме  ,глядишь, и  превратиться еще  из недостатка  в   достоинство. Вполне возможно, что это  качество и  есть главное  достояние  России—  то, что  не только обеспечит ей  успех в  разворачивающемся  межцивилизационном противостоянии ,но и  станет  со  временем   основным  предметом  российского духовного экспорта.

        И  наконец,  вполне можно  допустить , что в некоторых  пределах толерантность и смирение могут(  и  должны)сосуществовать  в  социуме— не  нарушая  его  устойчивости. Но  слишком уж  значительные смещения в  пользу  толерантности, несомненно будут  подталкивать общество  к  социальному хаосу —дурная,  избыточная индивидуализация   общества ничем  не лучше  его избыточной  коллективизации. И  обе тоталитарны. То есть  и здесь  Н. Гараджа интуитивно  прав, говоря о тоталитарности  плюрализма.  Последний, если  разобраться, также убийственен для  индивидуального  как   и ничем не мереный  коллективизм. Он даже  более  опасен, поскольку  скрыт ,поскольку  драпируется в  индивидуалистические одежды. В  смирении  индивидуальность сама  является гарантией  своего « я» и  поэтому    свободна. В  крайности  противоположной  гарантией  для «я»  становятся все остальные, то есть  толпа — безликая неструктуированная масса. А  разве  может что-нибудь    помериться в  тоталитаризме  с толпой?...

       К     сожалению, Никита  Гараджа  очень уж не по- хозяйски и очень  неряшливо  распорядился    прекрасными  посылками. И  этот  казус  свел  на нет  весь их  потенциал.  И, увы, увы,  М. Немцев  получил  отменный повод продемонстрировать свои  казуистические наклонности (возможности).В крючкотворстве и  изворотливости мысли он  достиг таких  высот, что ответить Н. Гараджа (вторая  его   статья) смог ему только  истерикой :мол, нечего на  зеркало  пенять, все  равно натянем  ваши плюралистические  шкуры  на  наши   антилиберальные  барабаны...

      На эту сшибку  титанов философической мысли  можно  было  бы вообще  не  обращать внимания. Но, во-первых, жалко бездарно реализованные, затерзанные торопливым  умничаньем  посылки. Во-вторых ,эта свара ,это сваливание из городьбы понятий в понятийный  мордобой как  раз и  демонстрирует( в миниатюре), куда ведут  слишком  уж большие  отклонения  от  смирения в пользу  толерантности.

  

Январь 2005

 


  
       ЧИСЛО            ПОСЕЩЕНИЙ       
            
Рассылка 'Советую прочитать'
 ПОИСК  ПО САЙТУ
Яndex
 
           НАПИСАТЬ  АДМИНИСТРАТОРУ  

             САЙТА

  

Рассылки Subscribe.Ru
Советую прочитать
   
     ©ВалерийСуриков