С А Й Т         В А Л Е Р И Я     С У Р И К О В А 

                                     ( "П О Д      М У З Ы К У     В И В А Л Ь Д И")

                                    ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА


               
Как научиться разбираться в современной иконописи

                                                      Часть 5 

       5. О профанации священных изображений в современном мире



 

                                             ГЛАВНАЯ
                         ПОЛИТИКА - СТАТЬИ, КОММЕНТАРИИ
                                     ЛИТЕРАТУРА: СТАТЬИ И ЗАМЕТКИ
                                  ФИЛОСОФИЯ - ЗАМЕТКИ, СТАТЬИ
                         МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ

 


  

 

Как научится разбираться в современной иконописи

 

Предисловие

 

Эта публикация является началом серии заметок, которые, по мысли автора, могут помочь желающим научиться ориентироваться в многообразных формах современной иконописи.

Содержание работы планирует включать следующие разделы:

1. Каким требованиям должна соответствовать икона (критерии анализа икон) http://www.vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=vrmon/ikona1.htm

2. Основы иконографии http://www.vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=vrmon/ikona2.htm

3. Основы художественно - выразительного языка иконы http://www.vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=vrmon/ikona3.htm

4. Аналитический обзор направлений иконописи в современной России:

4.1. Каноническое консервативное направление иконописи

http://www.vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=vrmon/ikona4.htm

4.2. Каноническое направление иконописи, представленное авторской 

иконой

http://www.vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=vrmon/ikona4-2.htm

4.3. Направление иконописи «вольные религиозные мотивы»

http://www.vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=vrmon/ikona4-3.htm

4.4. Направление иконописи, ориентирующееся на стилистику XVII в.

http://www.vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=vrmon/ikona4-4.htm

4.5. Реалистическое направление иконописи.

http://www.vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=vrmon/ikona4-5.htm

5. О профанации священных изображений в современном мире.

Данная работа находится в стадии разработки, поэтому при возникновении вопросов, замечаний и предложений, пищите по адресу afanasiya_98@mail.ru.  При использовании материалов ссылка на источник обязательна.

 

Мон. Афанасия (Иванова),  Задонский Богородицкий монастырь

 

Часть 5

 

О профанации священных изображений в современном мире

 

В окружающем нас мире можно наблюдать разнообразное применение священных изображений в несвойственной для них роли, а именно - в светском пространстве культуры. Под священными изображениями здесь подразумеваются в первую очередь, иконы, но если посмотреть шире, к ним могут быть причислены также изображения храмов, монастырей и сакральных предметов. Несвойственное применение этих изображения может проявляться от включения их в светское искусство (иногда в кощунственной форме), до декоративного оформления бытовой продукции. И если первое в своей крайней форме вызывает однозначно отрицательную оценку, то неправильность второго для многих не очевидна. Тем более, что подобная практика широко распространена даже в церковной среде, и воспринимается как одобренная церковью, что является не верным[1].

Еще в 2006-м г. патр. Алексий II говорил о проблеме неблагоговейного отношения к священным изображениям: «…Сегодня появилась нездоровая тенденция использовать церковную символику для ‟украшения” самых обыденных вещей. Кресты, изображения святых и православных храмов сплошь и рядом можно видеть на вещах бытового назначения: на пакетах, бутылках, конфетных и шоколадных обертках и т. п. ... Мода на неуместное использование церковной символики приводит к тому, что часто можно видеть в мусорных контейнерах и на помойках предметы, несущие святые изображения. Это надругательство над священными изображениями совершается руками самих же верующих, с подачи горе-производителей такой продукции. Необходимо разъяснять прихожанам недопустимость подобного отношения к христианской символике»[2].

Неуместное изображение святынь на бытовых предметах приводит к стиранию грани между сакральным и профанным, и формированию поверхностной религиозности.  По этому поводу написан ряд статей[3], даже проводились конференции[4], однако, они мало известны даже верующим, не говоря уже о светском обществе. А между тем, все достаточно просто: наличие практики использования священных изображений не по своему прямому религиозному назначению, ведет к неблагоговейному обращению с ними (даже невольно). И если, согласно постановлению VII Вселенского собора, «... честь, воздаваемая образу, восходит к Первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней», то это правило известно и в негативном варианте: «кто уничижает образ, тот уничижает и самый первообраз»[5]. Если небрежение оказывается к изображению Бога (образу), то в этом проявляется неблагоговейное отношение к Самому Богу (Первообразу). Аналогично можно рассудить и о других священных изображениях.

Иногда профанацию священных изображений оправдывают тем, что священные изображения на бытовых предметах не освящены по церковному чину, и потому не являются святыми. На это можно заметить, что  «независимо от церковного освящения, по самому предмету своих изображений, иконы и кресты должны пользоваться подобающим почтением»[6]. Такое правило можно вывести из деяний VII Вселенского Собора, оно же получило поддержку в христианским греко-римском законодательстве (Cod. Justin. tit 8) и «в законодательстве Российской империи ... : “Запрещается делать и продавать какие-либо обыкновенные вещи с изображениями священными, как-то: печати и тому подобное. Проф. В. Певцов поясняет, что закон запрещает делать священные изображения на вещах повседневного житейского обихода, например на посуде, материи для платья, и торговать ими»[7].

Условно разнообразие неблагоговейного употребления священных изображений можно сгруппировать в несколько разделов: в виртуальной среде, на упаковках, на печатной продукции, на бытовых предметах, на сувенирах. Далее будет рассмотрен каждый из этих разделов. По аналогии с приведенными примерами можно заключать и о других конкретных случаях.

l     Неблагоговейное использование священных изображений в виртуальной среде

- размещение священных изображений на ярлыках. Для доступа к содержимому программ или папок пользователю нужно кликнуть курсором или пальцем по «иконке». Если это священное изображения, то такое действие отнюдь нельзя отнести в разряд почтительных

 (

- использование священных изображений в качестве фона, на который накладываются текст или изображения (например, реклама, заголовки, также рабочий стол монитора)

   

l     Священные изображения на упаковках

Любая упаковка по своему функциональному назначению подлежит утилизации после использования товара. Когда же на упаковке находится священное изображение, то его нельзя просто выкидывать как мусор. Однако многие люди не задумываются об этом и отправляют такие упаковки в бытовые отходы, а для более внимательных создается дополнительная проблема по утилизации пакетов, коробок, бутылок, упаковочной бумаги и т. д. с изображениями крестов, икон и храмов

   

 

И прямо кощунственно выглядит использование священных изображений для оформления табачно-алкогольной продукции

  

 

l     Священные изображения на печатной продукции

Помещение священных изображений в книгах и альбомах в качестве иллюстраций бывает оправданным, однако размещение их на обложках книг не желательно

 

 «Как известно, в Российской империи было запрещено размещать на обложках книг лик Спасителя или Божьей Матери именно потому, что книги берут руками, а руки бывают нечистыми»[8]. В магазинах на книги со священными изображениями на обложке нередко кладутся другие товары, а порой и деньги при расчете с покупателями. Поэтому свт. Иоанн Сан-Францисский (Максимович) и прп. Гавриил (Ургебадзе), которые жили совсем недавно и видели профанацию святынь в печатной продукции, отрицательно относились к такому явлению, и где встречали, спасали такие священные изображения от поруганий.

Отдельно следует сказать об использовании священных изображений в изданиях для кратковременного пользования: газетах, журналах, календарях, закладках, книжках - раскрасках, блокнотах, этикетках (в т. ч. и для пасхальных яиц) и т.п. Все перечисленные вещи имеют ограниченный срок службы, после чего встает проблема их хранения или утилизации

   

l     Священные изображения на бытовых предметах

В наше время священные изображения можно встретить на разнообразных бытовых предметах: сумках, салфетках, скатертях, фартуках, одежде, посуде, постельном белье, коврах и т. п. Все эти случаи также, как и уже рассмотренные, вызывают проблемы благоговейного (или хотя бы уважительного) отношения к святыне, что невозможно при бытовом пользовании: «майку мы постираем, а износившуюся выбросим в мусорное ведро, что хуже, порвем на тряпки, чтобы ими гонять пыль или мыть полы; чашка может разбиться – и опять осколки ее окажутся в мусорном ведре; брелком мы играемся, вращая иконку на пальце по кругу, а потом отправляем вместе с ключами, извините, в задний карман брюк»[9]

        

 Отдельно можно упомянуть использование священных изображений в кулинарной продукции: на тортах, пряниках и т.п. Такую практику поедания святынь сложно назвать благочестивой

 

l     Священные изображения на сувенирах

Недопустимым легкомыслием является размещения священных изображений на сувенирах: брелках, матрешках и т.д. Ведь сувениры - это памятные безделушки, к которым и отношение соответствующее

 

 

А еще хуже случай, когда священные изображения совмещаются с суеверными символами (например, совмещение подковы «на удачу» и иконы) Следует помнить, что «православных оберегов» не может быть по природе, потому что отношения с истинным Богом исключают магию и язычество

 

 

В заключение этой темы можно заметить, что профанация священных изображений подобна нарушению третьей заповеди Декалога: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исх.20:7). Поэтому пусть каждый внимательнее относится к этой проблеме современного общества, и на своем месте делает то, что может. Например, не нужно производить и  приобретать товары с неуместным использованием священных изображений, не выкидывать в помойку православные журналы, газеты, календари с иконами (но сжечь их в чистом месте), не клеить на пасхальные яйца наклейки с иконами и т.п. Священные изображения остаются таковыми не зависимо от легкомысленного отношения к ним, а поэтому и требуют к себе другого отношения.

 

О чудотворности икон

 

Чудеса от святых икон происходили всегда, начиная со времени их возникновения - известны чудеса от Нерукотворного образа Спасителя[10] все иконы потенциально чудотворны, потому что чудотворит не икона сама по себе, а тот, чье изображение она являет, и это всегда происходит по милости Божией и Его благодатью. И почему одни иконы являют обилие чудес, а другие их не являют, мы не можем ответить, это тайна[11]].

Однако, чудо - это исключение из правил, это выход за рамки обычных явлений. И «Господь может сотворить чудо где угодно, когда угодно и через что угодно»[12], примером чего могут служить чудеса от репродукций и фотографий икон, причем независимо от стиля, художественного уровня и даже каноничности. Поэтому воспринимать чудотворность как доказательство «правильности» тех или других икон, и брать их за пример подражания, не всегда правомерно - нельзя чудо делать мерилом нормы.

 

Заключение

 

Икона является одной из неотъемлемых частей православного предания, и так или иначе, сопровождает жизнь каждого верующих, однако «Парадокс нашего времени состоит в том, что современный человек, даже высоко ценя и глубоко почитая икону, далеко не всегда понимает ее смысл»[13]. Тем более, трудно оценить качество иконы человеку, малознакомому с каноническими требованиями, и не имеющему художественного образования. Как правило, основным критерием выбора в данном случае являются личные симпатии, что совершенно не гарантирует объективно хороший результат.

[14]].

В связи с этим важно осмысление вопроса: какой должна быть художественная форма современной иконы? Это связано не только с практической необходимостью заполнения открывающихся храмов, но и поисками особенностей формы, через которые вечные истины веры отражались бы доступным для современности образом. И здесь важное значение приобретает выработка критериев, по которым можно было бы судить о доброкачественности тех или иных произведений церковного искусства.

Эти критерии, или требования, которым должна соответствовать икона, логически вытекают из учета двух ее сторон - духовной и художественной, или восприятия иконы и каклюбови, радости, мира, долготерпения, благости, милосердия, веры, кротости, воздержания (см.: Гал. 5: 22)) не только посредством символов, но и эмоционально - чувственно..

Очевидно, что в идеале икона должна через совершенную художественную форму отражать православные истины посредством каноничности. Причем, все составляющие иконы должны соответствовать высокому уровню. И когда какие-то из этих качеств отсутствуют или явлены лишь частично, икона что-то теряет из своей полноценности. Поэтому можно говорить о различной степени подлинности иконы в высшем значении, а когда несоответствие переходит критическую черту, икона уже перестает быть иконой.

Художественно - выразительный язык иконы складывался постепенно в течение первых семи веков христианства. В дальнейшем своем развитии он уточнялся, расширялся, но в своей основе уже был традиционным. Единый иконописный язык использовался в разных видах церковного искусства. Он был одним и тем же в иконах, мозаиках, фресках, книжных миниатюрах и лицевое шитье. Язык этот во многом условен, в нем часто используются знаки и символы. По-своему отражаются в иконе такие категории как пространство и время, определенную роль играет свет и цвет, свои особенности имеют изображения архитектуры, пейзажа и людей. Язык иконы лаконичен и точен. Он показывает в каждом сюжете лишь то, что важно и так, как лучше.

то есть, правила изображения лиц и сюжетов. В иконе она отражает историческую реальность сюжета, смысл и богословское содержание изображения. Источниками иконографии в христианском искусстве являются тексты Священного Писания Ветхого и Нового Завета, незапрещенных апокрифов, церковных богослужений, житий святых, творений Свв. Отцов и исторические сведения.

Иконография и выразительный язык классической иконы вырабатывались постепенно соборным разумом церкви и к периодам расцвета иконописи (в Византии время примерно с IX в. до с. XV в., в России с XII в. до конца XVI в.) они обрели отточенную форму, наиболее адекватно передающую православное богословие. Поэтому это та каноническая основа, на которой и следует развивать современное церковное искусство.

Современное реалистическое направление иконописи является наследником и продолжателем традиций церковной живописи Синодального периода, и в основном, повторяет его. В качестве образцов для своего творчества это направление использует или русские иконы, картины и росписи XVIII — н. XX вв., или западные образцы старого времени. Соответственно, данное направление наследует все характерные качества  искусства Синодального периода, уступая ему по среднему уровню мастерства. И если русское искусство нового времени было подражанием западного, то современное реалистическое направление иконописи зачастую является подражанием подражанию..

В реалистических иконах часто используется традиционная иконография. Однако, при ее изображении реалистическим стилем, эти иконы зачастую производят странное впечатление, так как представляют собой гибрид натурализма и символизма. Для реализма очень важно следовать натуре, и чем внимательнее он будет это делать, тем выразительнее будут его произведения. И когда для реалистической иконы или росписи используется реальные модели, живопись получается убедительной и живой, но совершенно по - земному живой. А когда в реалистические иконы вносится идеализация и обобщение, это приводит к потери выразительности образа, к тому же символичность, изображенная натуралистичным языком, зачастую выглядит нелепо. Средства выразительности художественного языка натурализма не позволяют ему выразить «высший смысл событий», а являются только иллюстрацией внешней стороны[15]. К сказанному можно добавить, что реалистическое направление иконописи в современной России имеет невысокий средний уровень, широко развито и практически не исследовано.

Направление современной иконописи, ориентирующегося на стилистику XVII в., также как и предыдущее, наследовало достоинства и недостатки своего исторического ориентира. В целом, оно соответствует каноническим требованиям - придерживается традиционных иконографии и выразительного языка. Хотя относительно иконографии можно заметить, что в XVII в. в России появилось достаточно много новых сюжетов, иногда полностью несоответствующих православному богословию, иногда включающих нетрадиционные элементы. И большинство этих сюжетов уже «прижилось» в нашем церковном искусстве, может исполняться в разных стилях, в том числе и направлением, ориентирующимся на стилистику XVII в. Также и выразительный язык в рассматриваемом направлении может колебаться от более традиционного до более натуралистичного. Стиль данного направления можно характеризовать как компромиссный, переходный между классической иконой и реалистической живописью, разные варианты которого соответствуют степени «Постепенного превращения ... средневекового лика в индивидуализированное человеческое лицо»[16].

[17]. Поскольку данное направление известно своим тяготением к мелким деталям, чрезмерным украшениям и перегруженности композиций, то художественный образ таких икон маловыразителен из-за растворения в этих элементах. Главным достоинством направления, ориентирующегося на стилистику XVII в. является техничность исполнения и ремесленное мастерство. К сожалению, часто оно имеет только поверхностный характер, где тщательная выписанность форм соседствует с недостаточным обще - художественным уровнем, поэтому о гармонии образа здесь говорить не приходится. При этом подражательный характер направления, ориентированный на узкий временной промежуток, не позволяет говорить и об его оригинальности. Можно добавить, что направление, ориентирующееся на стилистику XVII в. широко развито в современной России, но мало исследовано, что связано, скорее всего, с его подражательностью, которая не вызывает интереса специалистов..

Каноническое консервативное направление современной русской иконописи ориентировано на копирование образцов традиционной классической иконописи, византийской  IX - с. XV вв. и русской XII - к. XVI [иконы - м. А.]»[18]. Потому что, к сожалению, применение копирования в качестве метода работы нередко становится привычкой. Хотя списки (а в современном понимании, копии) известных святынь выполнялись во все времена, и сейчас востребованы. Также если мастер еще не свободно владеет традиционным языком иконы, лучше копировать хорошие образцы. Ведь «стереотип лежит в самой природе иконописания, и в памятниках древнего периода он также присут­ствует, хотя мы не замечаем этого из-за его несомненной ... внутренней и изобразительной содержа­тельности»[19]].

Остальным необходимым требованиям к иконам данное направление соответствует:

Направление иконописи, представленного авторской иконой, в целом, следует традиционной иконографии, традиционному изобразительному языку и условному иконописному стилю. Также и богословское содержание работ данного направления вполне соответствует церковному вероучению. Мастерами рассматриваемого направления чаще всего являются художники, сумевшие изучить, понять и полюбить традиционную иконопись. Поэтому свое образование и опыт они творчески прилагают к поискам выразительных  форм в рамках традиции, отчего художественная сторона их икон обычно имеет достаточно высокий уровень. Большим достоинством этих работ является их большая или меньшая оригинальность, потому что через новые акценты в решении традиционных сюжетов, по-новому раскрывается и их духовное содержание. Можно добавить, что, каноническое направление, представленное авторской иконой, является достаточно развитым и наиболее исследованным. Также единственно это направление отвечает всем необходимым требованиям, которым должна соответствовать икона.

Н

В целом же, просмотрев достаточно много материала по современной русской иконописи, автор исследования может свидетельствовать, что значительная часть современных икон имеет невысокий уровень, и хороших мастеров во всех направлениях не так уж много.

Что касается еще одного очень важного качества иконы - ее «молитвотворности», то можно заметить, что располагать к себе душу человека может икона любого стиля, уровня и способа исполнения. Вполне возможно, что кому - то окажется близкой даже пестрящая «золотом» Софринская икона. И наверное, для личной молитвы лучше выбирать то, что находит отклик в душе. Однако, в церквах, а может, и для чьей-то «келейной» молитвы, все же следует руководствоваться более строгими критериями выбора. Не нужно снижать планку до уровня частных вкусов и популярного искусства (которое, увы, есть и в церкви), но стараться подбирать иконы хорошего качества. И здесь следует учитывать, что взаимодействие может идти в двух направлениях: не только расположение человека влияет на то, что икона способствует его молитве, но и образ может воспитывать человека. Икона хорошего уровня может «подтягивать» недостаточно хороший вкус и содействовать правильному духовному развитию, а икона невысокого качества может не только прививать плохой вкус, но и сдерживать духовный рост, потому что икона - это эстетическое выражение духовности.

Иллюстрацией последнего утверждения может служить свидетельство о. Сергия Булгакова, описавшего, какое сильное впечатление произвела на него «Сикстинская мадонна» Рафаэля, послужив пробуждению религиозного чувства во времена его марксистской молодости. И как этот же образ оставил его разочарованным после опыта воцерковления, принятия сана и знакомства с древнерусской иконой[20]. Поэтому можно еще раз повторить, что православное богословское содержание и его адекватное художественное выражение – вот критерий оценки достоинства иконы и образец для создания новых образов[21].

 

 


 

[1]URL: https://pravoslavie.ru/73255.htmll (дата обращения 14.05.23);

Калинин Л., прот.  О профанации иконы и острых проблемах использования священных изображений в Церкви.mp4 URL: https://www.youtube.com/watch?v=zs1iCuXqFy4 (дата обращения 14.05.23).

[2] Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к клиру, приходским советам храмов Москвы, наместникам и настоятельницам ставропигиальных монастырей на Епархиальном собрании 5 декабря 2006 года. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/173887 (дата обращения 14.05.23).

[3]  Кнутов А. свщ., Немыченков В. Рекомендации по благочестивому обращению со священными изображениямм. URL: https://pravoslavie.ru/133133.html (дата обращения 14.05.23).

Иконы на майке, брелке и бутылке. Что это? URL: https://pravlife.org/ru/content/ikona-na-mayke-brelke-i-butylke-chto-eto (дата обращения 14.05.23).

Иконы на чашках, тарелках, майках — благочестие или кощунство?  URL: https://www.pravmir.ru/ikony-na-chashkax-tarelkax-majkax-blagochestie-ili-koshhunstvo-opros/ (дата обращения 14.05.23).

https://pravoslavie.ru/119929.html (дата обращения 14.05.23).

Кнутов А., свщ., Немыченков В.  Икононебрежение в печатной продукции. URL: https://pravoslavie.ru/120255.htmll (дата обращения 14.05.23).

Кнутов А., свщ., Немыченков В. Принципы благочести. URL: https://pravoslavie.ru/121531.html (дата обращения 14.05.23).

Кнутов А., свщ., Немыченков В. Просфоры, артосы ... торты для батюшек. URL: https://pravoslavie.ru/129071.html (дата обращения 14.05.23).

Кнутов А., свщ., Немыченков В. Упаковка, фирменный стиль и наша ответственность. URL: https://pravoslavie.ru/120684.html (дата обращения 14.05.23).

Немыченков В. «А Васька слушает, да ... шьет» URL: https://pravoslavie.ru/141796.html (дата обращения 14.05.23).

Немыченков В. Яйца с образами. URL: https://pravoslavie.ru/61136.html (дата обращения 14.05.23).

[4] Напр.: Резолюция конференции «Священное в Церкви и обществе: образы, символы, знаки» (Москва, 28 января 2014 г.);

URL: https://www.youtube.com/watch?v=zs1iCuXqFy44 (дата обращения 14.05.23).

[5]Феодор Студит, прп. Слово на поклонение Честнаго и Животворящаго Креста среди четыредесятницы // Творения преподобнаго отца нашего и исповедника Феодора Студита в русском переводе. Том 2. – СПб.: Издание С.-Петербургской Духовной Академии, 1908. – С. 94–98.

[6]] Церковные каноны и гражданские законы о Священном. URL: https://pravoslavie.ru/67821.html (дата обращения 14.05.23).

[7] Там же.

[8] Иконы на майке, брелке и бутылке. Что это? URL: https://pravlife.org/ru/content/ikona-na-mayke-brelke-i-butylke-chto-eto (дата обращения 14.05.23).

[9]  Там же.

[10] См.: Сергий (Спаский), архиеп. Православное учение о почитании икон. архиепископ Сергий (Спасский) URL: https://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasskij/pravoslavnoe-uchenie-o-pochitanii-ikon/ (дата обращения 14.05.23).

 

[11] Салтыков А., прот. О некоторых предпосылках богословия образа. Религиозное искусство. // Церконое искусство в современном обществе. Выпуск 2. М.: ПСТГУ, 2019.  С. 15-16.

[12]URL: https://pravlife.org/el/node/8712 (дата обращения 13.05.23).

[13] Михайлова Л.Б. Философия русской иконы: эстетическая манифестация религиозного сознания // Ценности и смыслы. 2016. №6 (46). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/filosofiya-russkoy-ikony-esteticheskaya-manifestatsiya-religioznogo-soznaniya (дата обращения: 06.05.2023).

[14]] же..

[15] См.: Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие. С-Пб.: Азбука-классика, 2001. С. 285.

[16] Тарасов О.Ю. Икона и благочестие. Очерки иконного дела в императорской России. М: Прогресс-культура, Традиция, 1995. С.313.

[17] См. напр.: Языкова И. Со-творение образа. М.: ББИ, 2012. С. 227.

[18] Комаровский В. Письмо об иконописи [о. Сергию Мечеву]. // Православная икона. Канон и стиль. К богословскому рассмотрению образа. М.: Паломник, 1998. С. 150-160.

[19] История иконописи. М., 2002. С. 210 - 220.

[20] См.: Булгаков С., прот. Автобиографические заметки. Две встречи (1898-1924). URL: https://litresp.ru/chitat/ru/%D0%91/bulgakov-sergij/avtobiograficheskie-zametki/10 (дата обращения 06.05.23).

[21] См.: Михайлова Л.Б. Философия русской иконы: эстетическая манифестация религиозного сознания. URL: https://youtu.be/Y6YcD24Tfjk (дата обращения 06.11.20).

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 
           ЧИСЛО ПОСЕЩЕНИЙ      
        
         ПОИСК  ПО САЙТУ
Яndex
 
               НАПИСАТЬ        АДМИНИСТРАТОРУ 
                 САЙТА
Рассылки Subscribe.Ru
Советую прочитать
©ВалерийСуриков